Березень 07 2015 0Comment

Из истории дорожного строительства: покрытия из щебня

Щебень как дорожное покрытие был впервые использован в 19 веке. Его изобретатель, Джон Лоудон Макадэм, стал первым, кто выбрал данную технику для замены грунтовых дорог.

Изобретатель этого материала, и человек, впервые предложивший его в качестве прочного и функционального покрытия, Джон Макадэм, родился в Шотландии в 1756 году. В разное время он занимался различными работами в сфере дорожного строительства. Особенно долго он проработал на строительстве дороги возле британского города Бристоль – несколько десятилетий. Получив такой ценный профессиональный опыт, инженер написал несколько трактатов, в которых обозначил необходимость повышения качества системы дорожного покрытия, для которого предложил использовать слоистые породы. В 1816 году, работая уже в должности инспектора, Макадэм контролировать процесс строительства и покрытия дорог по предложенный им технологии. Она получила неформальное название macadamizing, по фамилии своего разработчика. Эта уникальная система дорожного покрытия и сегодня широко используется при строительстве дорог во всем мире. В ее рамках, обычный щебень укладывается на дорожное покрытие в несколько слоев, как правило, в три. Два самых нижних слоя по своей конструкции состоят из достаточно крупного по размеру щебня, при этом, высота слоя может достигать 20,3 сантиметров. Данный слой используется в качестве основы для дорожного покрытия. Самый верхний слой обладает не такой внушительной толщиной – она составляет всего 5 сантиметров. После этого дорожное покрытие уплотняется, а в дальнейшем – укатывается с применением специального, очень большого по размеру ролика. Помимо всего прочего, шоссейные трассы, выполняемые по такому принципу, раньше были слегка выпуклыми – такая форма придавалась им для того, чтобы вода с покрытия скатывалась с обеих сторон на обочины, а не собиралась на поверхности дорожного покрытия. Строительство автомобильных дорог с покрытием на основе щебня приобрело популярность во всем мире. Особенно часто данный метод использовали в США, в условиях активного строительства сети автомобильных дорог в северо-восточной части страны. К объектам строительства дорог щебень доставлялся на повозках, запряженных лошадьми. После того, как распространение получил автотранспорт, сам процесс претерпел ряд существенных изменений в плане решения возникающих в условиях строительства задач, которые были связаны с транспортными средствами. Та пыль, которая появлялась от движения автомобилей, из-под их колес, стала достаточно сложной проблемой, в частности, для туристов. Ее удалось решить после изобретения смолы с привязкой асфальта или щебня. Позднее был представлен новый метод проведения дорожных работ, с применением смоляных слоев и земляного полотна. Слои соединялись друг с другом в процессе прокатки. Некоторые аэропорты, возводимые в то время, покрывались асфальтом для обычных тротуаров – в частности, им покрывались участки, расположенные вокруг терминалов.

С появлением новых разработок в сфере дорожного строительства, использование щебня для покрытия трасс отошло на второй план, по крайней мере, в тех странах, которые развивались наиболее активно. Щебень был заменен на такие строительные материалы, как асфальт и бетон. В США в 1956 году был принят Федеральный закон об автомобилях, который обусловил процесс модернизации и реконструкции существенной части основных государственных трасс, многие шоссейные конструкции были ликвидированы. В некоторых странах мира щебень в строительстве дорог используется и сегодня.

admin